Дорогие друзья, обращаем Ваше внимание, что любые посещения парк-отеля проводятся по предварительной записи.
Приём звонков и консультирование по телефону 943-40-30 с 10:00 до 19:00 часов. Благодарим за понимание!

Что происходит на российском рынке кормов для домашних животных

По данным Mars Petcare, популяция домашних животных в России с 2017 года выросла (https://tass.ru/obschestvo/11078339) на 23%. Сейчас в стране насчитывается около 40 млн кошек и 23 млн собак, причем примерно 20% из них необходимо лечебное питание. В результате рынок товаров для животных демонстрировал рост примерно в 10% ежегодно. Развитию отрасли не помешала даже пандемия — по итогам 2021 года продажи кормов выросли на 11,9%. 
 
Сегодня спрос на готовые корма для домашних животных в России составляет (https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/kak-ogranicheniya-na-import-kormov-dlya-zhivotnykh-iz-italii-i-frantsii-povliyayut-na-rossiyskiy-ryn/) около 1–1,3 млн тонн в год. По итогам 2022 года оборот рынка вырос на 25%, до ₽330 млрд.

 

В отрасли работает около 12 000 зоомагазинов, 3000 ветеринарных клиник, 130 компаний-импортёров. Всего зарегистрировано около 4000 компаний и ИП, обеспечивающих около 100 000 рабочих мест.

 

Крупнейшие поставщики кормов на российский рынок: американская корпорация Mars 🇺🇸 (бренды Pedigree, Whiskas, Sheba, Kitekat, Perfect Fit, Cesar и Dreamies), швейцарская Nestle 🇨🇭 (Gourmet, Felix, Purina One, Pro Plan и Friskies) и итальянская Monge 🇮🇹 (BWild, Pouch Grill). Рынок очень консолидирован: на офлайн-рынке топ-3 производителей занимают (https://www.forbes.ru/biznes/460211-pocemu-v-rossii-podorozali-ili-vovse-propali-korma-dla-zivotnyh) суммарную долю порядка 80%, в онлайне — порядка 60%.

 

За первые два месяца 2023-го траты россиян на своих питомцев уменьшились (https://www.kommersant.ru/doc/5888873) на 19–26%, причём сокращается и число покупок, и средний чек. Снижение среднего чека связывают с сокращением ассортимента диетических и лечебных кормов, стоимость которых была самой высокой в категории.

 

Рост продаж товаров для животных регистрировался только на крупных маркетплейсах. Так, в январе—феврале на Ozon они почти удвоились, а на Wildberries увеличились на 88% год к году. Однако на все онлайн-продажи товаров для животных в России приходится только 9% рынка.

 

Многие дистрибьюторы полагают (https://oborot.ru/news/rossijskij-rynok-tovarov-dlya-zhivotnyh-sokrashhaetsya-i-pereezzhaet-na-marketplejsy-i182304.html), что у части россиян еще могут оставаться запасы кормов для питомцев с прошлого года, сделанные во время закупок впрок, и рассчитывают на рост импорта по итогам года. В условиях сокращения поставок из европейских стран планируется наращивать поставки кормов, особенно диетических, из Китая, Турции и Индии. 

Всплеск потребительской активности, особенно на импортные корма, произошёл в начале марта прошлого года — тогда траты покупателей в годовом выражении увеличились (https://www.forbes.ru/biznes/470663-putin-nazval-glupost-u-import-v-rossiu-kormov-dla-zivotnyh) в 2,5 раза.

 

По итогам 2022 года импорт снизился на 25%. За 2022 год в Россию завезли 122 528 тонн кормов для домашних животных, в 2021 году — 163 316 тонн. По данным Росстата, с ноября 2021 года по ноябрь 2022 средняя потребительская цена за 1 кг сухого корма для собак и кошек в России увеличилась (https://www.dp.ru/a/2023/02/13/Spasti_rjadovogo_SHarika) на 32,2% с ₽236,22 до ₽312,31.

 

Кроме того, Россельхознадзор с июля 2020 года периодически запрещает (https://fsvps.gov.ru/ru/fsvps/news/36514.html) импорт из ряда стран, что отрицательно сказывается на ассортименте в первую очередь профессиональных, диетических и лечебных кормов для домашних животных. Под временный запрет попадали корма с высоким содержанием мяса и рыбы, а также лечебные и диетические корма — 1st Choice, NOW, Hill's, Grandorf, One&Only и многие другие. Из-за нехватки специализированных кормов в крупных городах России практически перестали открываться новые зоомагазины, а их ассортимент сократился на 20-40%.

 

При этом в стране активно развивается собственное производство кормов для кошек и собак.
В российских кормах эконом-сегмента импортные компоненты занимают (https://www.kommersant.ru/doc/5888873) около 5%, в премиум-сегменте — до 30–40%. Сырьё для кормов, производимых в России, — местное, вкусовые добавки — импортные.

 

До 2022 года российские производители выпускали корма преимущественно среднего и эконом сегмента. Корма классов премиум, суперпремиум и холистик были в основном импортными.

 

В ближайшее время будут запущены (https://vetandlife.ru/sobytiya/rosselhoznadzor-zayavil-o-vozmozhnosti-100-go-importozameshheniya-kormov-dlya-domashnih-zhivotnyh/) заводы в Липецкой и Московской областях с новыми экструзионными линиями, позволяющими вводить свежее мясо в состав (для холистик-кормов). Учитывая уже работающие предприятия в Подмосковье и Белгородской области, суммарная мощность производственных линий российских предприятий составит свыше 1 млн тонн.

 

В течение нескольких лет российская кормовая промышленность, по мнению Россельхознадзора, сможет обеспечить потребности владельцев домашних животных в кормах всех видов.

Источник: телеграм канал БСПБ | ВЭД 360